Развитие речи детей посредством игровой деятельности.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Игровая деятельность является предпочтительной формой работы над развитием речи ввиду признания педагогикой игры основным видом деятельности дошкольника.

Развитие речи является образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, развитие речи – одной из приоритетных направления работы воспитателя.

Актуальность достижения необходимого уровня развития всех сторон речи у ребенка дошкольного возраста обусловлена сообщением ребенку возможности полноценно использовать речь как средство общения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, достаточный уровень развития речи является необходимым для усвоения ребенком обучающего материала на этапе дошкольного образования, а так же учебного процесса школы. Речевое общения является основным средством формирования коммуникативных коммуникаций, оказывает ключевое внимание на процесс социализации ребенка. Речевое общение ребенка со взрослым является источником познания в различных формах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает целевые ориентиры развития речи в младшей школе и на этапе завершения дошкольного образования. На этапе младшего дошкольного возраста ребенок должен хорошо владеть устной речью для выражения своих мыслей и желаний, чувств. В этом возрасте ребенок должен уметь построить свое высказывание в зависимости от коммуникативной ситуации. Может выделять звуки в словах, в связи с чем складывают предпосылки грамотности, звуковой культуры речи, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, на этапе завершения образовательной программы детского сада, ребенок должен хорошо владеть активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами. Хорошо пониманием обращенную речи. Лексикон приближен к состоянию лексикона у взрослого человека.

Основные задачи по развитию речи в детском саде состоят в развитии всех сторон речи – фонематического слуха, речевого аппарата, словаря, грамматической, произносительной, звуковой культуры речи. В соответствии с данными задачами организуется образовательная деятельность в образовательной области «Речевое развитие».

Применение игровых технологий, активных методов обучения в процессе речевого развития ребенка позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В любом случае. В образовательной процессе детского сада должны быть созданы необходимые условия для развития речи средствами игры.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности

ФГОС ДО определяет способы и формы педагогической работы. При этом основополагающими положениями являются выводы ФГОС ДОо специфических видов деятельности детей от 3 до 7 лет. Среди прочих видов деятельности ФГОС ДО перечисляет игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.; а так же коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – ) педагогическая игра обладает отличительным признаком  — наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики. Игровые технологии — это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности.

Организация педагогического процесса по развитию речи дошкольников посредством игр должна так же основываться на

Для развитие речи в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно использовать игры на развитие фонематического слуха, на развитие диалогической речи, расширение лексикона и т. д. Для развития речи имеет значение выбор игровой технологии. Среди них:

  1. Игра дидактическая;
  2. Игра сюжетно-ролевая, театрализованная;
  3. Игра-драматизация;
  4. Пальчиковая игра;
  5. Игровые приемы при заучивании детьми стихотворных произведений;
  6. Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи;
  7. Игровые приемы при развитии артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Дидактическая игра достаточно распространена в педагогической практике для развития речи.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Дидактическая игра;
  2. Театрализованные игры;
  3. Пальчиковые игры;
  4. Игровые приёмы при заучивании стихотворений;
  5. Игровые приёмы при развитии ЗКР;
  6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

1. Дидактическая игра наиболее распространена в педагогической практике при использовании ее для целей развития речи у дошкольников. Дидактическая игра является достаточно сложным педагогическим видом игры. Она является одновременно и методом и формой организации педагогического процесса. Дидактическая игры для развития речи ребенка может быть организована с использованием предметов – игрушек, настольных печатных игр. Дидактическая игра может быть организована без использования предметов, иметь словесную форму.

2. Сюжетно-ролевая, игра-драматизация, педагогическая игра так же занята прочное место в организации работы по развитию речи дошкольников. Преимущество такого вида игр состоит в возможности использовать их для решения всех задач развития речи. Так, в игре-драматизации ребенок исполняет роль, создает образ и с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности передает воображаемый образ.

3. Пальчиковые игры занимают особое место среди методов развития речи ребенка. Пальчиковая игра основана на задействовании мелкой моторики ребенка, что само по себе положительно сказывается на развитии подкорковых речевых центров в мозге. Осложнение пальчиковой игры стихами позволяет решить задачи коррекции речевого дыхания, ритма речи, четкости речи.

4. Использование игровых приемов при заучивании стихотворений состоит в использовании состоит в декламации стихотворения с использованием мимики и жестов. К примеру, воспитатель просит сопровождать декламацию стихотворного произведения с изображением движений действующих лиц.

5. Использование игровых приемов для развития речи в режимных моментах.

В различных режимных моментах можно использовать потешки, прибаутки и стихи.  Такое использование помогает развитию связной речи, учит использованию средств выразительности речи. Так, можно использовать потешку для расчесывания волос, для сбор на прогулку, сбора игрушек в группе и так далее.

6. использование игровых приемов для развития звуковой культуры речи. Таким приемами является внедрение в режимные моменты чистоговорок и скороговорок для развития ЗКР. Например, «СА-са-са – вот летит оса».