Педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

В. А. Сухомлинский

 

    Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

   Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать с младенческого возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняются в последствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, темпам, характеру.

    Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Возрастные особенности.

          Ребенок с рождения до полугода. Самой важной потребностью для детей этого возраста является прикосновение, тактильный контакт близкого человека. В этом возрасте можно организовать активное музыкальное развитие следующим образом: под музыкальное сопровождение, а еще лучше – под собственное пение выполнять ребенку массаж. Характер музыки (пения) должен соответствовать движениям, интенсивности и характеру воздействия. Главное условие – ребенку должно нравиться, ведь это первые эмоциональные переживания ребенка, и они должны быть положительными.

Ребенок от шести месяцев до полутора лет. Дети этого возраста проявляют особый интерес к тому, что и как делают взрослые. Поэтому музыкальные занятия должны проходить при непосредственном участии родителей и в совместной деятельности. Можно взять ребенка на руки и потанцевать с ним, поиграть его ножками, ручками, спеть потешку, покатать на плечах, покачать на коленях. Существуют множество детских потешек, прибауток, нацеленных на взаимодействие взрослого и ребенка.

Ребенок от полутора до трех лет овладевает основными видами музыкальной деятельности. Ребенка нужно постепенно вводить в самостоятельную работу, так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость, эмоциональное удовольствие.

   Время для занятий с детьми должно быть специально выделено в распорядке дня. Будет лучше, если это утренние часы, когда ребенок весел, активен. Не надо забывать о физическом состоянии: ребенок должен быть здоров, не быть сонным или голодным. Самое оптимальное время для занятий – с 9 до 11 часов.

   При работе с детьми любого возраста нужно учитывать продолжительность занятий. Обычно для детей до 1,5 лет – это 10 минут, до 2,5–3 лет – 15 минут, для детей 4 лет – 20 минут, и каждый год прибавляет к занятиям по 5 минут. Если с детьми на занятиях присутствуют родители, то время может быть увеличено. На занятиях детей не нужно излишне эмоционально перегружать. Лучшее время закончить занятие – когда ребенок не потерял еще к нему интерес.

   Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста включают в себя следующие виды деятельности: музыкально – ритмические движения, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры, пение и звукоподражание, голосовые игры, музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с предметами. Целью музыкальных занятий является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром, классикой, народным творчеством.

  Музыкально-пластические движения – это изображение движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинать следует с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.

   Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Важно, чтобы к концу первого года занятий дети могли выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться), активно работать языком, надувать щечки, цокать язычком, изображая лошадку, и т.д. Чем разнообразнее будут “гримасы”, тем активнее будут работать мышцы, и ребенку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько они могут подыграть ребенку.

  Пальчиковые игры обязательно сопровождаются пением педагога, родителей. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители. Значение пальчиковой гимнастики в раннем возрасте трудно переоценить, поэтому этот вид деятельности обязательно нужно включать в занятия.

  Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребенок в возрасте до 3-х–4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом. Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса. И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!!! Как ни странно, но в раннем возрасте ребенку необходимо слышать разнообразие голосов. То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребенка. Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить “своим” голосом. Работа над формированием детского диапазона – это в своем роде домашнее задание для родителей. В формате коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т.д. Хочется заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество нужно широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).

  Голосовые игры. Этот вид деятельности занимает особое место в методике В. Емельянова “Фонопедический метод развития голоса” и описывается как “Сигналы доречевой коммуникации”. Именно в раннем детстве, когда у детей еще не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ, писк, штро-бас, использование свисткового регистра. Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает все разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата. В голосовых играх в работу включается язык, твердое и мягкое небо, гортань, щеки, губы и т.д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.

  Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли – не существует. Поют дети главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе. Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса. Формирование навыков пения проходит следующие этапы:

Гуление.

Сигналы доречевой коммуникации.

Звукоподражание и звукоизобразительность.

Микс речевого и певческого голоса.

Подпевание.

Пение.

В работе над данным видом музыкальной деятельности не надо забывать, что пение – это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков. Необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит (сидит), берет вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.

   Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать различные звучащие игрушки, предметы. Есть и специальные инструменты, созданные для детских музыкальных импровизаций – инструменты Карла Орфа. При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:

  1. Научить ребенка брать, правильно держать инструмент.
  2. Научить основным способам звукоизвлечения.
  3. Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.
  4. Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.

Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием “Звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).

  Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребенка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в парах и в хороводе. Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой. В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыки и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.

  Музыкальные игры и игры с предметами. Направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы), формировать представления об окружающем мире.

  Репертуар. Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов классической музыки. Сопровождение – лучше всего с “голоса”, или инструментальное. Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять ее без сопровождения. Чем больше ребенок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания. Допускается использование записей музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость). При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность фактуры воспринимается детьми как шум.

  Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребность, эмоции, чувства, интересы, вкусы детей (музыкально — эстетическое сознание) можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

  Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.